Авторские инструкции, правовые документы
и полезные ссылки для малого бизнеса

Как открыть ИП в 2023 году: пошаговая инструкция для начинающих

Из этой статьи вы узнаете, как открыть ИП самостоятельно, какие документы нужны, как их заполнять, куда сдавать, как можно не платить госпошлину и что делать после регистрации ИП.

Открыть ИП совсем не сложно и пользоваться услугами юридических фирм здесь необязательно: документов нужно минимальное количество, заполнять их просто, а ждать результата недолго. 

Открывать ООО, к примеру, – сложнее. Если вдруг сомневаетесь, что выбрать – ИП или ООО – посмотрите мою сравнительную статью.
Если выбор ИП очевиден – следуем дальше.

Суперважный совет сразу: если в ходе подготовки документов у вас будут возникать сомнения – правильно ли заполнено заявление, не сгорит ли госпошлина и так далее – Вы всегда можете задать свой вопрос регистратору  в налоговой еще до того, как сдадите документы. Регистраторы бывают разные, человеческий фактор никто не отменял, поэтому включаем свой арсенал вежливости и устраняем сомнения ДО подачи документов.
И еще: порядок регистрации ИП одинаковый для любых уголков нашей необъятной страны. Это значит, что открыть ИП в Москве можно точно также, как открыть ИП в Новосибирске или Якутске.
Госпошлину и другие расходы на регистрацию ИП можно вернуть. Часто этот способ называют «как открыть ИП через центр занятости». К тому же можно получить финансовую поддержку от государства на развитие своего бизнеса. О том, как это сделать, я написала в отдельной инструкции "Как оформить ИП бесплатно?".

>>> С 1 октября 2018 при отказе в регистрации ИП документы можно подать повторно и не платить госпошлину заново. Подробнее об этой новости я написала здесь. (ссылка откроется в новом окне)

А если Вы хотите сами во всем разобраться и заполнить документы вручную, то дальше я расскажу все подробности, как открыть ИП. 

Какие нужны документы, чтобы открыть ИП

Вот список необходимых документов:

  1. Заявление о регистрации ИП;
  2. Копия паспорта;
  3. Квитанция об оплате госпошлины на сумму 800 рублей, если Вы планируете сдавать документы в традиционном бумажном виде*. 

* С 1 января 2019 года при подаче документов в электронном виде (в том числе через МФЦ и нотариуса) платить госпошлину не нужно. Подробнее >>>

Итого: только 1 документ нужно заполнить, оплатить госпошлину (если нужно) и сделать копию паспорта. Это случай, когда Вам уже есть 18 лет и Вы являетесь гражданином РФ. Это вариант я и рассматриваю в своей инструкции.

Дополнительные документы предоставляются для иностранных граждан, лиц без гражданства и для лиц, не достигших 18 лет. Об этом говорит статья 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Образец заполнения нового бланка и требования будут добавлены позже.

Бланк заявления на регистрацию ИП

Внимание!

С 25 ноября 2020 года введены в действие новые регистрационные формы и новые требования к оформлению таких регистрационных форм. Соответствующий Приказ ФНС России был подписан еще 31.08.2020 (N ЕД-7-14/617). 

Все это значит, что с 25 ноября 2020 года  при подаче старой формы заявления на регистрацию  налоговая оформит отказ, и документы придется подавать заново. Будьте внимательны.   
Распечатать в 1 экземпляре
Не сшивать

Полное название этого заявления звучит так: «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». Номер Р 21001. Старый бланк, который действовал до 25.11.2020, выглядел так:

Как заполнить заявление Р21001

Есть официальные правила и требования, которые утверждены налоговой службой.
Для старой формы действовал Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Сейчас он утратил силу, потому что действует новый - Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
Этот документ вы можете открыть в бесплатной версии справочно-правовой системе КонсультантПлюс по ссылке

Пример заполнения новой формы Р 21001 будет добавлен позднее.Заявление о регистрации ИП можно также заполнить с помощью специального сервиса налоговой службы. Для заполнения Вам понадобится несложная регистрация. Кроме того, с помощью этого сервиса можно не только заполнить и распечатать заявление Р21001, но и подать его в электронной форме, если у Вас есть электронная подпись.

Новое:

Совсем недавно у налоговой службы появилась новая опция - заполнить и подать документы на регистрацию ИП с помощью официального приложения налоговой, которое можно скачать на свой смартфон. Подробная информация и инструкция есть на сайте налоговой вот здесь
.

Как правильно сделать копию паспорта

Заявление распечатали, проверили свежим взглядом и отложили в сторону. На очереди - копия паспорта (документа, данные которого Вы указывали заявлении о регистрации в качестве ИП). 

При этом нужны копии первого разворота паспорта (с фото) и страницы с регистрацией, если регистрация была указана временная, значит, еще и листка с временной регистрацией.

Важно! 
Если копии печатаются на двух и более отдельных листах, то сшивать их необязательно, об этом есть Письмо ФНС от 25.09.2013 N СА-3-14/3512@.
При этом желательно хотя бы скрепить все листы скрепкой, чтобы не потерялись.
А если вам надежнее сшить листы ниткой, то не забудьте с обратной стороны на место узелка нитки приклеить маленькую табличку с надписью: «Прошито, пронумеровано ____листов _____ страниц. Фамилия И., О. __подпись__». 

Двусторонняя печать документов, которые подаются в налоговую, не допускается.

Лайфхак: если швейными делами заниматься не хочется, а отметка с регистрацией у вас всего одна, можно уместить два разворота паспорта на 1 стороне 1 листа. Вуаля! Сшивать будет просто нечего и двусторонней печати тоже не будет.

>Все подробности о том, какие листы паспорта копировать и как копировать, чтобы не получить отказ в регистрации, есть в отдельной статье.

Дальше. Если Вы сдаете документы лично, то верность копии паспорта заверяет сотрудник налогового органа в Вашем присутствии, сверяет данные копии и данные оригинала. Паспорт, повторюсь, сразу вернут.

Если Вы планируете направлять документы почтой, либо поручить их сдачу кому-то по доверенности, то копия паспорта должна быть обязательно заверена у нотариуса.
 

Как оплатить госпошлину ИП

Госпошлина за регистрацию в качестве ИП – 800 рублей*.
* С 1 января 2019 при электронной подаче документов (в том числе через МФЦ и нотариуса) оплачивать госпошлину не требуется

Чтобы получить квитанцию с нужными реквизитами нужной налоговой, воспользуемся бесплатным онлайн-сервисом налоговой службы.

Этот сервис позволяет создать и распечатать традиционную бумажную квитанцию со всеми реквизитами и оплатить ее в банке либо сделать электронный платеж (тогда, правда, понадобится ваш личный ИНН). Для заполнения просто следуйте инструкции.

Уведомление о переходе на УСН

Это дополнительный, а не обязательный документ
Распечатать в 2 экземплярах

В случае выбора упрощенной системы налогообложения (УСН), Вы вправе подать уведомление о применении УСН в момент сдачи документов для регистрации ИП. Если не решите сразу -  УСН или нет, у Вас будет еще 30 дней с даты регистрации  на размышления. При соблюдении этого срока (подумали Вы и решились) УСН будет применяться с первого дня регистрации ИП,

Узнать все подробности о платежах по УСН можно здесь. Ссылка откроется в новом окне, полистайте страницу вниз.

Уведомление нужно будет распечатать в двух экземплярах. Один экземпляр налоговая оставит себе, а на втором регистратор поставит штамп и возвратит Вам. Этот экземпляр нужно хранить. В случае возникновения споров с налоговой относительно Вашей системы налогообложения, Ваш экземпляр уведомления с печатью «принято» очень пригодится.
 

Собираем весь пакет документов

Теперь проверим все заполненные документы. Должен получиться следующий комплект:

  1. Заявление по форме Р 21001 в 1 экземпляре.
  2. Квитанция об оплате госпошлины в сумме 800 рублей (если сдаете документы в традиционной бумажной форме).
  3. Копия паспорта.

    + Оригинал паспорта.
    + Дополнительно: Уведомление о переходе на УСН в 2 экземплярах.
Такой пакет - уже 70% готовности!

Как узнать налоговую по адресу

Узнаем, в какую налоговую нужно сдавать документы.

В этом поможет онлайн-сервис налоговой «Адрес и реквизиты вашей инспекции», который определит нужную инспекцию по адресу места жительства (адрес, который вы указали при заполнении формы Р 21001).

Чтобы воспользоваться сервисом, переходим по ссылке.  Поле «Код ИФНС» оставляем пустым. Выбираем «Регион», нажимаем «Дальше», затем – «Район», нажимаем «Дальше», затем – «Город», нажимаем «Дальше», в некоторых случаях еще понадобится заполнить «Населенный пункт». После этого на экране появятся адрес и реквизиты именно вашей инспекции, в которую нужно подать документы для регистрации. В разделе «дополнительная информация» будут указаны часы приема. Удобно.

Во многих крупных городах России есть МФЦ – Многофункциональные центры, налоговый орган здесь регистрирует ИП. Впрочем, в случае наличия МФЦ в Вашем городе, Вы увидите эти данные в сформированном списке. Здесь напомню, что подать документы электронно (без оплаты госпошлины) можно и через МФЦ. 
 

Сдаем документы на регистрацию ИП

Самый классический способ - отвезти все документы лично. Регистратор документы пример, а в ответ выдаст Вам расписку о принятии с датой готовности, когда получать.

Далее. Можно отправить документы почтой. Тогда то в конверт нужно будет положить заполненное и заверенное у нотариуса заявление о регистрации в качестве ИП, заверенную у нотариуса копию паспорта, квитанцию об оплате госпошлины, по желанию – уведомление о переходе на УСН. Оригинал паспорта в налоговую отправлять не нужно. Письмо должно обязательно должно быть с объявленной ценностью и описью вложения.

Ещё можно поручить сдачу документов лицу по доверенности. Тогда доверенному лицу понадобится: заверенное у нотариуса заявление, заверенная у нотариуса копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины, а также нотариальная доверенность на него самого (оригинал+ копия доверенности) + паспорт этого доверенного лица. Дополнительно можно приложить уведомление о переходе на УСН.

Наконец, самый "продвинутый" способ - электронная подача документов: через нотариуса, через сайт налоговой, через МФЦ.
У каждого варианта электронной подачи есть плюсы и минусы: через нотариуса может быть быстрее, но дороже; через сайт налоговой понадобится ключ подписи, а через МФЦ может быть совсем бесплатно, но не во всех уголках России это возможно. Здесь все зависит и от региона, и от Вашей личной технологичной подготовки.

Получаем документы

Документы будут готовы уже через 3 рабочих дня. Раньше срок регистрации был 5 рабочих дней. Сейчас его сократили. Для получения готовых документов нужно обратиться в налоговую с паспортом и распиской в получении документов, которую вам выдали после приема документов.

Также документы можно получить через представителя по доверенности (представителю понадобится расписка, свой паспорт и нотариальная доверенность).

Еще налоговая может направить документы почтой, если Вы попросили об этом в заявлении Р21001.

Итак, по истечении 3 рабочих дней Вы получите:

- Лист записи ЕГРИП

Свидетельство о государственной регистрации ИП сейчас отменили.

- Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе

+ Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, если раньше Вы ИНН не получали.
Важно! При получении документов обязательно проверьте все данные, зарегистрированные налоговой, на предмет технических ошибок регистратора – в адресе, в фамилии и т.п. При незамедлительном обращении документы будут исправлены бесплатно.

Может ли налоговая отказать в регистрации ИП?

Может.

Если сданы не все документы или сданы, но с ошибками или не в нужную налоговую. Все основания предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Перечень этих оснований в законе закрытый, то есть налоговая не вправе "придумывать" свои причины. Решение об отказе принимается в тот же срок, что и для регистрации - не более 3 рабочих дней. 

Отказ в регистрации можно обжаловать в течение 3 месяцев - составить жалобу в простой письменной форме и лично отнести ее в налоговую, отправить по почте или в форме электронного документа с помощью онлайн-сервиса "Обратиться в ФНС России". Порядок обжалования регулирует глава VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Отказов не бойтесь. Государство заинтересовано в новых налогоплательщиках. А если возникают сомнения в правильности оформления документов - спрашивайте. В самой налоговой. Обязательно ДО подачи документов. Включайте простую человеческую вежливость и снимайте сомнения. Так путь к успешной регистрации будет легче.

Неужели всё?!

На самом деле, получить готовые документы о регистрации ИП из налоговой - это еще не конец фильма.
Есть органы статистики,  Пенсионный фонд, ФСС и так далее. Но об этом я написала в отдельной инструкции:
Автор: Татьяна Решетилова
Добавили: 17.06.2015 Обновили: 16.03.2023